Исторические модели
Гипотезы о творческих личностяхГипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
Исторические модели
Гипотезы о творческих личностяхГипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
«Переходные периоды вообще часто создают гениев, которые именно в результате переходного характера своего времени сразу принадлежат и предыдущей и последующей эпохе.
Таков Гомер, поэмы которого возникли на рубеже общинно-родового и классового рабовладельческого общества.
Таков Данте, этот, по Энгельсу, «последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени».
Таков Шекспир, последний драматург Возрождения и первый драматург нового времени, на заре индивидуализма давший такую критику этого индивидуализма, которая не всем понятна еще и в XX в.
Но для нас здесь важнее всего то, что к подобному же переходному времени относится и Платон, продолжавший в этом смысле деятельность Сократа.
Как это обычно происходит, самое общечеловеческое является и самым национальным. Сократ (а за ним - мы увидим это ниже - в значительной мере и Платон) вошёл в античную философию и литературу как гениальный разговорщик и собеседник, проницательнейший спорщик и диалектик, вечный говорун и шутник, как вечный ученик, черпавший свои мысли в контакте с людьми даже малоодарёнными, как добродушнейший остряк, но в то же самое время проницательный, насквозь видящий своего противника мыслитель, наконец, как разоблачитель неправды, своими невинными вопросами уничтожавший любого самохвала и сокрушавший любое самомнение. Этот образ говоруна, спорщика, диалектика, ищущего истину с хитрым видом человека себе на уме, на все времена остался в сознании античного мира, вошёл в историю вместе с софистами и Платоном как необходимая составная часть греческого духа, как порождение греческих народных глубин, как любимейший образ для греко-римского общества в последующие времена.
Без философских препирательств софистов, Сократа и Платона было бы скучно в истории античной философии; без этой задорной диалектики, вечного искательства правды и истины не сложились бы античная философия и античная литература в том виде, в каком они воздействовали на всю последующую культуру и в каком мы ощущаем их ещё и в XX веке».
Лосев А.Ф., Комментарии к диалогам Платона / Платон, Собрание сочинений в 4-х томах, М., «Мысль», 1990-1994 г.,
Концепция о стыках ландшафтов и развитии человека по Льву Гумилёву